Стартер – одна из самых важных деталей в автомобиле. Это обусловлено тем, что он необходим для запуска двигателя машины. При выходе стартера из строя авто можно «завести» только с помощью внешнего воздействия: толкнуть или дернуть на тросе другой машиной. Поэтому стартер заслуживает особого внимания.
Основной частью стартера является двигатель постоянного тока с высокой частотой вращения. И, зачастую, именно он подвержен поломкам. С поломками данной детали сталкиваются многие автолюбители, и, в основном, производят замену стартера, избегая его ремонта. Хотя не всякая поломка требует капитальной замены стартера.
Но, как и почему выходит из строя этот двигатель?
- Довольно частая причина, особенно на отечественных автомобилях, – это заедание ключа в замке зажигания. Если повернуть ключ, то подается питание на втягивающее реле, которое, в свою очередь, подает питание на сам стартер. Если ключ обратно не отходит после того, как машина завелась, то контакты на реле останутся замкнутыми и стартер продолжит вращаться. При продолжительной работе у него могут рассыпаться щетки, расплавиться щеткодержатель и может коллектор и сам якорь. Также может пострадать статор, если он выполнен обмоткой. Статорам с постоянными магнитами это не грозит. Но зато магниты могут рассыпаться от воздействия высокой температуры.
- Еще одной причиной выхода из строя двигателя стартера может являться подгорание контактов на втягивающем реле, и, как следствие, залипание последних. При этом происходят такие же процессы разрушения, как и в первом случае.
Но порой нет необходимости менять весь механизм. В зависимости от степени износа и вида поломки можно просто заменить некоторые детали.
При истирании щеток можно либо нарастить их, либо заменить совсем. При расплавлении щеткодержателей якорь не всегда страдает. И бывает достаточно заменить щеткодержатели и произвести ревизию якоря (почистить коллектор, продорожить). Но если поврежден сам якорь, то его необходимо заменить, зачастую вместе щетками и щеткодержателями. Бывает, что выгорает обмотка возбуждения статора. Статор тоже подвергается замене.
Вообще все детали стартера съемные и их при выходе из строя легко можно заменить. Причем найти их можно в любом автомагазине. Но при этом нужно помнить, что выбирать детали стартера надо учитывая его конструктивные особенности, так как стартеры бывают разных видов. Само втягивающее реле тоже легко меняется. Хотя если пострадало много деталей стартера, полная его замена будет целесообразней. Все зависит от вида поломки, ваших финансовых возможностей и конкретной ситуации.
Исходя из сказанного, можно прийти к выводу, что профилактика и своевременная ревизия системы запуска двигателя позволит стартеру как можно дольше.